Корзина
50 отзывов
+380504109166
Контакты
ФОП Тарасов Руслан Александрович
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или физического лица-предпринимателя.
+38050410-91-66
+38068363-13-13
Руслан Александрович
УкраинаКиевул. Георгия Кирпы, 2а
upremar
Карта

Образование древности

Образование древности

          Обучение - это процесс, в котором соединяются усилия учителя и учащихся, это радостный и полезный опыт общения и для учителя, и для учеников. Когда учитель входит в класс, дети приветствуют его, выражая тем самым Смирение и Почтение к возрасту и учёности и Благодарность за выполняемое Служение. Учителям так же следует заслужить это приветствие с помощью Искренних усилий и Бескорыстного Служения. Воздействуйте на студентов своей Любовью. Не добивайтесь их уважения с помощью страха. Получение образования - это медленный процесс, подобный распусканию цветка: аромат, излучаемый цветком, становится всё более насыщенным и ощутимым по мере постепенного безмолвного раскрытия одного лепестка за другим. Раскрытие будет благоприятным, если учитель является прекрасным примером Различения, Скромности и Ясного Видения, а не человеком, занимающимся только изложением материала и подготовкой студентов к экзаменам. В процессе обучения лучшей помощью является Личный Пример, а не наставления.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                         9 сентября 1958


          В древности учителей называли ачарьями, что означало: те, кто следует в жизни тому, что проповедуют. Сегодняшних учителей нельзя назвать ачарьями, потому что сами они не делают то, чему обучают. Современные учителя преуспели в работе на публику, в то время как ачарьи древних времен концентрировались на практике.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             26 июля 1999


           В чем смысл образования? Образование предназначено для того, чтобы познать себя, а не накопить богатство.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        14 октября 1999


           Современный человек думает, что он высокообразован, но на деле он полностью невежествен. Так как он неспособен понять значение образования, он использует его только для извлечения доходов.
           В древности образование давалось студентам в гурукулах (школах). Студенты должны были всецело полагаться на свою память и сосредоточенность в приобретении знаний, потому что не было ни бумаги, ни ручек, ни карандашей, чтобы записать то, что говорил учитель. Их обучение заключалось просто в слушании учителя, и тем не менее они добивались высокого образования. Хотя у современных студентов есть бумага, ручки и т.д., но они не могут добиться преуспевания в учебе из-за недостатка сосредоточенности и памяти.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 21 ноября 1999 года


 
            Древняя система образования.  (глава 15 том 32)  23 ноября 1999 года   


            С древних времен на этой священной земле Бхарат (Индия) многие великие мудрецы вносили большое количество изменений, совершенствовали систему образования. До прихода иноземцев в этой стране было всего лишь несколько образовательных институтов. Каждый из них специализировался только на одной области знаний и помогал студентам достичь совершенства в этой области. Университет Каши (Бенарес) специализировался на изучении грамматики. У Кашмирского университета специализацией была Аланкара Шастра (риторика). Университет в Уджайне давал углубленное знание математики. В маленьком городке под названием Навадвипа специализацией университета была ньяйя (логика).
             В Амаравати, столице царства Бхараты (брата Рамы), помимо других наук подробно изучалась аюрведа (медицина). Аюрведа была специализацией и университета в Такшашиле (Таксиле). Один из самых известных университетов Древней Индии был в Наланде, который специализировался на грамматике, логике, медицине и йога шастре. Валабхи, Митхила и Викрамасила были другими хорошо известными университетами в Древней Индии. Во всех этих университетах, помимо специальных дисциплин, существенной частью программы образования являлись основы этики и правильного нравственного поведение в жизни.


             Развитие профессиональных навыков очень важно


             Для всех студентов руководящими принципами были сатья (истина) и дхарма (праведность). Кроме этого, обязательно велось профессиональное обучение различным ремеслам, таким как столярное, гончарное дело, кузнечное мастерство и т.п. - для того, чтобы студенты были готовы к жизни и могли зарабатывать себе средства существования праведным путем. Какова польза от изучения предметов, которые не пригодятся в повседневной жизни? Поэтому очень важным являлось приобретение профессиональных навыков. Изящные искусства, такие как музыка, танец, драма и т. д., также преподавались в этих университетах. Университет в Амаравати включал в свое расписание все эти предметы и все эти направления. Внимательное изучение показывает, что в те времена существовало только девять или десять таких университетов. Сегодня число университетов уже исчисляется сотнями. Но каким является знание, даваемое в этих образовательных учреждениях? Какую помощь они оказывают обществу? Что свидетельствует об их служении интересам общества? С ростом современных научных и технических знаний истинная цель образования, чтобы познать Себя, потеряла свое значение. Видья означает "образование". Каков корень слова (Education) образование? Это слово пришло из латыни, оно означает, извлекать наружу то, что находится внутри. Что же необходимо извлечь?


             Два типа знания


             В человеке уже заложены все формы знаний и способностей. Он одарен всеми потенциальными возможностями - физической, ментальной, духовной и этической. Истинной целью образования является проявление, раскрытие присущих человеку сил. Эти силы бывают двух видов. Одни относятся к познанию внешнего мира, и органом, который проявляет эту силу, является голова (мозг). Органом, который делает возможным выявление внутреннего знания, является духовное сердце. Первый вид сил относится к физическому существованию, тогда как второй - к более высокому знанию или к жизни в истинном значении смысла этого слова. Жизнь станет идеальной только тогда, когда эти оба вида знаний будут проявлены в гармонии. Знание, усвоенное при помощи ума, то есть при помощи чтения, писания и т. д., помогает вам зарабатывать на жизнь. Но это всего лишь книжное знание. Из пустхака (книг) оно входит в мастхаку (голову). Оно является поверхностным знанием, переходящим из ума одних людей в книги, а затем из этих книг в головы других людей (из мастхаки в пустхаку и из пустхаки в мастхаку). Помимо такого книжного знания человеку необходимо обладать наиболее широкими знаниями. Кроме этого человеку необходимо развивать способность к различению, которая помогает отличить хорошее от плохого, а также правильное от неправильного. Но самое главное, необходимо получить практическое знание, которое приходит только после умения различать.
Из-за одержимости внешним знанием современный человек погряз в корыстолюбии и забыл свои обязательства перед обществом. Если вы заботитесь о благосостоянии общества, то ваше собственное благосостояние будет гарантировано автоматически. В мире существуют сотни тысяч богатых и образованных людей. Но все они работают только ради своих корыстных целей. Знаете ли вы кого-либо, кто ставит интересы общества выше своих собственных интересов? В действительности престижные награды и почести присуждаются тем, кто преследует лишь свои собственные цели и ищет успеха для самих себя. И это очевидно, что они не знают об истинной цели обучения. Люди с многочисленными степенями считаются высокообразованными. Такое обилие степеней является простым количественным достижением. Но нам необходимо качество. Одна ложка коровьего молока лучше, чем бочки ослиного.


              В древности каждый студент сам был учёным


              Вот почему в древние времена каждый университет специализировался только на одной сфере знания и давал своим студентам образование высшего качества. Университет в Каши (Бенарес), специализировавшийся во всех тонкостях и аспектах грамматики, давал знания, которые были полезными и практичными для каждодневной жизни. Одним из объектов изучения в университете Амаракоса был, вероятно, первый из существующих словарей санскрита, и даже посредством изучения грамматики учителя тех дней готовили своих студентов к Амаратве (бессмертию). В тех университетах каждый студент сам по себе был великим ученым.
              А кто же были учителя? Зачастую местный наставник представлял собой весь факультет, а он же был и проректором. Весь процесс образования шел независимо, без какого-либо вмешательства или контроля со стороны правительства или других служб. Сарасвати, богиня познания, почиталась, и ей давалась полная свобода. Студенты получали Ее безграничную Милость для достижения вершин совершенства в знании.
              В основном учителя не получали зарплату за обучение, а также и студенты не платили за образование. Не существовало фиксированного расписания, и наставник обучал студентов, когда он был к этому расположен, так как им двигал дух. Он мог разбудить студента ночью и передать ему знание. Он разрешал сомнения своих учеников, не считаясь с собственными неудобствами. А где проходили все эти  занятия,?  Они проводились в естественной природной среде - на берегах священных рек, под тенистыми деревьями, или же на верандах храмов, в чистой и священной атмосфере.


              Блуждающий ум - причина слабой памяти


              Современное образование требует огромных зданий, бесчисленного количества разнообразного оборудования, аппаратуры; кроме того, требуются огромные усилия, физические и финансовые вложения. В те прошедшие дни не было таких требований в отношении оборудования или громадных зданий. Даже у известных университетов, таких как Уджаини и Такшашила, не было больших зданий и сооружений, подобных тем, что существуют сегодня. Нельзя сравнить учителей и студентов тех времен с современными. Сегодня существует изобилие учебников и бесчисленное количество записей, но тех, кто учатся, единицы. В старые времена не было ни бумаги, ни чернил. Знание передавалось учителем устно. Но студенты были настолько восприимчивы, что усваивали все наставления и сохраняли их в своей памяти. Слова, исходящие из сердца наставника, отпечатывались в сердцах учеников. Современные студенты не могут вспомнить то, что изучали всего лишь час назад. Почему же у современных студентов такая короткая память?
               У современных студентов колеблющийся ум, который и является причиной их короткой памяти и слабой усвояемости.
               В те прошедшие дни образование включало техники контроля ума. Только когда ум находится под контролем, можно впитать и усвоить предмет изучения. Вот почему говорится: "Манах эва манушъянам каранам бандхамокшайо" (Ум в ответе как за рабство, так и за освобождение человека).


              Образование должно развивать священные качества


              Сегодня эта вечная истина позабыта. В повседневной жизни отсутствуют любовь и сострадание. Какова польза от вашего образования при отсутствии этих вечных ценностей? Поэтому необходимо ввести изучение эти древних ценностей в современную систему образования. Нет ничего плохого в том, что вы получаете современное образование и навыки, но раскрытие вашего сердца - это фундаментальное образование. То основное, что требуется от вас, это благородство сердца и широта ума. Не погружайтесь в скудоумие. Вы должны расширять свою любовь. Если вы ограничите ее только собой, то она станет обусловленной любовью. Вам же нужно расширять любовь. Это принцип, которому учит наша древняя культура. Забывая об этой ценной древней традиции Бхараты, вы вовлекаетесь в приобретение физического и материального образования. И чего же собираетесь достичь этим? В своей жизни вы должны проявить все те древние ценности. Эти ценности не являются чем-то, что можно получить извне, они все заложены в вас самих. И ваше усилие должно проявить их.
              Современные ученые проводят работы глубоко в земле, в результате чего мощные силы, скрытые в ее недрах, проявляют себя. Из-за таких необдуманных поступков они нарушают равновесие земли и подвергают мир величайшей опасности. Это нарушение баланса достигло таких величин, что может представлять угрозу для самого существования мира. Сейчас мы практически боготворим науку и технологию. Но что представляет собой наука и техника, которой вы так гордитесь? Все эти знания уже находится внутри вас. Правильно направленные исследование и различение раскроют вам истины.
              Любой ученик, изучивший элементарные основы химии, скажет вам, что вода состоит из двух молекул водорода и одной молекулы кислорода. Вы даже знаете, как синтезировать воду. Но предпринимаете ли вы достаточно усилий для того, чтобы вода доставалась в равных количествах всем членам общества? В поле вашего зрения постоянно должен находиться уровень благосостояния общества. Если все ваше знание и навыки направлены всего лишь на достижение корыстных целей, тогда какая польза от них?


               Невежество очень близко к знанию


               В Мумбае некоторые люди тратят кроры [1 крора = 10 млн. рупий] рупий на то, чтобы переработать морскую воду в пригодную для питья. Кроры тратятся зря на эти бессмысленные попытки. При помощи подобных методов вы можете получить стакан питьевой воды стоимостью в пять тысяч рупий. Через эту страну протекают священные реки - Ганга, Ямуна и др. Перекачивать эту воду и направлять ее людям, которые в ней нуждаются, - вот что необходимо. И на это потребуется лишь небольшая часть тех затрат, которые расходуются на превращение морской воды в питьевую. Эти усилия в технологии - все равно что покупать земляные орешки за четверть рупии, а затем платить пол рупии для того, чтобы вам эти орешки доставили на дом. Такое учение не есть знание, это полное невежество.
                Невежество и знание соседствует очень близко, так же как темнота и свет. Вы воображаете, что техническое знание шагнуло далеко вперед. Также вы верите в гигантский прогресс науки. Но это факт, что бок о бок с ростом знаний о физическом мире невероятно выросла и невежественность. Вы абсолютно не осознаете эту невежественность и постоянно тратите в четыре раза больше денег и усилий на выполнение каждого своего желания. И это является причиной видимой нищеты Бхараты.
                Наряду с интеллектуальной проницательностью нужно развивать и общечеловеческие ценности. Хорошее поведение, развитый  интеллект, приверженность истине, преданность, дисциплина, чувство долга - вот шесть целей образования. Кто обучает этому сегодня?
                Мы видим, что студенты являются героями в книжных знаниях и нулями на практике (игра англ. слов heroes и zeroes). Это не настоящее образование. Вы должны и на практике стать героями. Вы пишете много хороших книг и выступаете с целью распространения послания любви и служения. Но недостаточно только провозглашать это, вы должны применять на практике то, что изучили. И только тогда вы испытаете счастье.


                Образование должно вести к счастью


                Воплощения Любви - Студенты, юноши и девушки! Современное образование не даёт достижения цели жизни. Вы коллекционируете степени при окончании университета и аспирантуры, но это всего лишь тяжесть в ваших головах. Какую пользу вы получаете от этих степеней? Совсем никакой! Нищие, безграмотные люди идут спать без забот об этом мире. Но образованные люди, имеющие на своем счету множество степеней, полученных за большие деньги, блуждают в поисках работы, почти голодные.
               Образование не должно быть только для зарабатывания на жизнь. Оно должно вести вас к ощущению блаженства. Какова польза от работы и достатка, если нет счастья? Человек постоянно находится в поисках богатства. Как Земля вращается вокруг Солнца, так и человек крутится вокруг денег. Даже попрошайка может получать деньги. Разве такой доход вам нужен? Добродетель - вот то богатство, к которому вы должны стремиться. В отсутствие добродетели богатство всего лишь заставляет вас раздуваться от гордости и самодовольства, разрушая вашу человечность и заслоняя общечеловеческие качества, присущие вам. Обучение, с целью получить степень, работу, обеспечивать семью, - все это мирская деятельность, возникающая от ума.
Какие качества должен проявлять  образованный человек? Он должен проявлять сострадание, любовь, терпение, покой, доброту и т.д. - качества, которые исходят из сердца. Но сегодня нет сострадания (compassion), одна только видимость сочувствия (fashion - игра англ. слов прим.пер). Очень важно обладать состраданием. Вы должны уважать и любить всех людей, помогать своим родителям. Родители претерпели множество лишений и трудностей, чтобы предоставить вам возможность обрести хорошее образование.


            Уважайте своих родителей


            Вы знаете, насколько трудно сейчас получить хорошее образование. Только в нашем университете существует такая привилегия, как бесплатное образование. Во всех других местах, чтобы определить ребенка в институт, необходимо заплатить от десяти до двадцати тысяч рупий. Вы сами знаете, какова месячная плата за обучение выпускников. Кто все это оплачивает? Не ваши ли родители? Из любви к вам, думая о вашем благополучии, развитии и будущем благосостоянии, они преодолевают множество трудностей, изнашивая себя день ото дня, ради вашего успеха в академическом образовании. Вы не думаете обо всем этом. Сегодня вы студенты. Завтра вы можете стать родителями. Если вы не уважаете своих родителей сегодня, то завтра ваши дети не будут уважать вас. Если вы уважаете своих друзей и товарищей по учебе, они также будут уважать вас.
             "Что произойдет с вами, когда вы станете беспомощным стариком, когда ваше тело станет немощным, ноги будут подкашиваться и зрение ослабеет, и вы будете ничем не лучше кожаной куклы и предметом насмешек окружающих?"  (Cтихотворение на телугу)


             Плохая компания делает человека плохим


             Вам крайне необходимо впитывать божественные качества. Вы должны расти интеллигентными, разумными и сострадательными людьми, обладающими человеческими качествами. В противном случае вы не сможете достичь цели человеческой жизни. Если вместо этого вы примкнете к плохой компании и погрязнете во всех видах пороков, вы растеряете все приобретенное образование самым недостойным образом. Ищите хорошей компании.
             Тьяджа дурджана самсаргам, бхаджа садху самагамам, куру пунъям ахоратрам (Избегайте плохой компании, ищите общество хороших людей, творите добрые дела днем и ночью). Это - верный путь. Общаясь со злом, вы тоже становитесь злыми. Вот почему говорится: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты".
              Берите в друзья только после того, как узнаете хорошо человека. Вы должны любить всех. Вы не должны ни к кому испытывать ненависти. Но в своем сердце должно быть место только для хороших людей. Таким же образом простое изучение книг не принесет никакой пользы, если знания не будут использоваться на практике. В старые времена ремесленники - плотники, гончары и кузнецы - могли прожить благополучную жизнь. Сегодня не существует связи между институтским образованием и практической работой. Возьмем, к примеру, стирку одежды. Почему вы не можете стирать свои собственные вещи? Сэкономленные деньги можно было бы использовать для святых целей, например, на помощь нуждающимся. Нельзя тратить понапрасну деньги. Вы должны идти по пути чистоты, скромности, божественности и быть примером для мира. Если благодаря вашему примерному поведению люди хвалят вас как студента Института Сатья Саи, то хорошую репутацию своим поведением зарабатываете не только вы сами, но также и сам Институт - ваша Альма Матер! Старайтесь поддерживать свое собственное достоинство и уважение к себе. Только тогда ваш родной институт будет иметь хорошую репутацию. В противном случае это обернется полным крахом (поговорка на телугу: "Пустыми карманами, обнаженным лицом и бритой головой").


             Сделайте счастливыми своих родителей и свою семью


             Никогда не думайте о том, полон ли ваш желудок или пуст, но старайтесь, чтобы ваши родители и семья были счастливы. Говорите с ними как подобает - мягко и уважительно. Вот почему Я говорю: "Вы не всегда можете оказать любезность, но вы всегда можете говорить любезно". В современном мире трудно различить, говорит ли студент со своими родными или с какими-то незнакомцами, из-за того что его манера разговора с родителями такая недостойная. Если отец не слишком образован и встречает своего сына вопросом: "Мой мальчик, чем ты занимаешься?", в большинстве случаев он будет награжден ответом: "Уйди, не мешай мне". Если вместо этого вы скромно и мягко скажете: "Папа, я готовлюсь к своей будущей профессии", то как он будет доволен! Если вы не можете доставлять радость своим родителям, то каким образом вы порадуете общество?
Какова была атмосфера таких собраний в древние времена? После завершения обучения ученики делали своему наставнику соответствующее подношение и просили его о напутственном слове. И тогда наставник обычно советовал им: "Дети мои, теперь вы готовы вернуться назад в свои семьи. Помогайте своим родителям, женитесь и ведите праведный образ жизни". Каково же состояние дел сегодня? Когда молодые люди возвращаются домой из образовательных институтов, они не относятся к своим родителям должным образом. Но родители все равно заботятся о своих детях, смиряясь с их неправильным поведением.   
             В современных студентах нет ни йоты от нашей древней культуры. Что же это за священные традиции!  Лока самаста сукхино бхаванту (Пусть весь мир будет счастлив) - это молитва, данная нам нашей культурой для каждодневного повторения.

                                                                                                                                                                                                                                      23 ноября 1999 года   


             В те дни наставления давались неформально и интересным способом. Сегодня студенты не знают своей собственной работы и не понимают работы других. Такого рода общие знания должны быть получены из непосредственного опыта, а не из занятий в институте.

                                                                                                                                                                                                                                       23 ноября 1999 года  
 

facebook twitter